Надгробные памятники XIX века

Период конца XVIII – начала XIX в. ознаменовался расцветом викторианской эпохи, каноны которой не могли не повлиять на развитие ритуальной архитектуры. Внимание было сосредоточено на отражении внутреннего мира покойного, выстраивая цепочки между бренностью жизни и неизбежностью смерти, постепенно исчезает еще присутствующий в конце XVIII века барочный пафос, а скульптурные композиции становятся все более сдержанными.

Именно в XIX в. надгробия рассматриваются как форма ритуальной культуры. Сакральные места обретают государственный статус кладбищ с набором всех необходимых функций и превращаются в мемориальные парки с неповторимой архитектурой.

На смену чугуну и бронзе пришел гранит, открывающий безбрежные возможности для творчества скульпторов. В связи со сложностью и трудоемкостью его обработки причудливые формы надгробий уступили место лаконичной геометрии.

В России преобладающей разновидностью надгробия становится воспроизведение храмовой архитектуры с установкой креста, а в Европе предпочтение отдается памятникам в виде античного алтаря почти лишенного декоративных элементов. В обеих культурах остаются востребованными еще в конце XVIII в. пирамидальные обелиски и обелископодобные пирамиды, установленные на пьедесталах-жертвенниках или саркофагах.

В первой половине XIX в. ясно отслеживается дифференциация надгробий в зависимости от социального положения и сословий. Несмотря на неизменную форму саркофага, надгробие высшей знати состоит уже из трех частей: основного объема, накладной крышки и венчающей ритуальное сооружение «короны».

В мемориальной архитектуре ярко проявляется эклектика, выраженная в использовании античных эмблем. Надгробия украшают фигуры плакальщиц, траурные венки, перевязанные лентами, медальоны различной формы и античная символика. Все это гармонично связано с отражением христианской тематики. Фигуры ангелов, религиозные знаки, сюжеты из Евангелие и Библии. Для нанесения эпитафий характерен очень тонкий наклонный шрифт, имитирующий письмо пером.

Но уже во второй половине XIX в. увлечение эклектикой в России сходит практически на нет. Появляются памятники в виде скульптур ангелов, аналоев, часовен. Начинается период «византийского», а затем и «неорусского» стиля в мемориальной архитектуре. Надгробия становятся более выразительными, образными, их смысловое содержание очень богато и предельно символично.

Все чаше на кладбищах Европы и престижных столичных кладбищах России появляются часовни-усыпальницы с резными надгробиями и бронзовыми досками-эпитафиями внутри.

Если еще в конце XVIII в. крест только включался в общую композицию оформления надгробия, то к середине следующего столетия он становится самостоятельным элементом мемориала и украшается лепным орнаментом. При этом постамент и собственно крест изготавливаются из резко контрастирующих материалов: черный гранит и чугун, белый мрамор и золоченная бронза. Кресты украшаются в центре медальонами. В средокрестии часто располагали барельефы Богоматери с младенцем.

На старообрядческих кладбищах все также устанавливаются деревянные кресты, украшенные причудливой резьбой с нанесением на поверхность креста религиозных картинок.

Для конца XIX в. характерен отказ от религиозной тематики и следование светским канонам. Могилы того времени украшают бюсты усопших, установленные на постаменты или стелы, портретные рельефы и даже портретные фигуры в полный рост. На первый план выступает реалистичное отражение образа с большим вниманием к деталям и академическая простота линий.

История кладбищ – это важная веха в истории человечества, представляющая огромную культурную и эстетическую ценность для потомков и отражающая особенности и традиции конкретной эпохи.

Другие статьи

Родовые (семейные) мемориалы: преимущества и недостатки

Родовые (семейные) мемориалы: преимущества и недостатки

Этапы создания мемориального комплекса

Этапы создания мемориального комплекса

Надгробные памятники XVIII века

Надгробные памятники XVIII века

Технология гравировки на памятниках

Технология гравировки на памятниках