Надгробные памятники XVIII века

Ритуальная архитектура XVIII века – как в Европе, так и в России – создавалась под влиянием традиций античности. Именно в это время оформление захоронений идеализируется, носят отпечаток античности и стилистического своеобразия барокко, а концу столетия – и классицизма. Только в начале XVIII века в русском языке слово «памятник» приобретает привычное нам значение и означает не «письменный документ», а «скульптурный или архитектурный знак памяти умершего человека».

Основными типами надгробий были саркофаги и плиты с характерными сложными геометрическими формами, рамочными рельефным обрамлениями и витиеватым декором. Для европейских кладбищ типичным вариантом были жертвенники и колонны.

Следует отметить, что использование крестов, как самостоятельного архитектурного элемента при ритуальном оформлении было чрезвычайно редко, а барочные надгробия выстраивались как образные ряды-сцены. Впервые в мемориальной культуре в XVIII веке было использовано объемное пластичное изображение человека.

И в России, и в Европе становится обязательным нанесение на поверхность надгробных плит цитат из Библии с причудливыми завитками. На памятниках размещаются дворянские геральдические знаки, эмблемы и даже целые горельефные композиции, позволяющие отследить не только историю отдельной фамилии, но и определить ее роль в истории страны.

В начале XVIII века впервые для изготовления плит используется чугун, что объясняется развитием горнодобывающей и горнообрабатывающей отечественной промышленности.

Постепенно появляются бронзовые монументы с роскошной чеканкой, но уже к середине столетия, благодаря архитектурному светилу того времени В. В. Растрелли, для создания мемориальных композиций используются дорогие цветные мраморы, золоченая бронза, выколотная золоченая медь. Подобные материалы имели солидный и респектабельный внешний вид, подчеркивая высокое положение усопшего при дворе.

Общеевропейской традиций мемориальной архитектуры конца XVIII в. становится лаконичный классицизм, делающий акцент на строгость линий и выразительность форм. Все строилось на сложных аллегориях. Большое распространение получили пирамиды, мавзолеи, обелиски, стелы. Ритуальное убранство дополнялось факелами, скульптурами животных и птиц, на надгробиях высекались мифологические сцены и религиозная символика. В качестве декора использовались природные орнаменты и простые геометрические узоры.

Памятники конца XVIII в. – это сложная цепь событий, отражающая прошлое, настоящее и вечное. Аллегоричные скульптуры, не давая однозначного ответа, словно ризывают живущие поколения задуматься о скоротечности времени и предназначении человека.

Другие статьи

Этапы создания мемориального комплекса

Этапы создания мемориального комплекса

Надгробные памятники XIX века

Надгробные памятники XIX века

Технология гравировки на памятниках

Технология гравировки на памятниках

Технология изготовления памятников из мраморной крошки

Технология изготовления памятников из мраморной крошки