Надгробные памятники XVIII века
Ритуальная архитектура XVIII века – как в Европе, так и в России – создавалась под влиянием традиций античности. Именно в это время оформление захоронений идеализируется, носят отпечаток античности и стилистического своеобразия барокко, а концу столетия – и классицизма. Только в начале XVIII века в русском языке слово «памятник» приобретает привычное нам значение и означает не «письменный документ», а «скульптурный или архитектурный знак памяти умершего человека».
Основными типами надгробий были саркофаги и плиты с характерными сложными геометрическими формами, рамочными рельефным обрамлениями и витиеватым декором. Для европейских кладбищ типичным вариантом были жертвенники и колонны.
Следует отметить, что использование крестов, как самостоятельного архитектурного элемента при ритуальном оформлении было чрезвычайно редко, а барочные надгробия выстраивались как образные ряды-сцены. Впервые в мемориальной культуре в XVIII веке было использовано объемное пластичное изображение человека.
И в России, и в Европе становится обязательным нанесение на поверхность надгробных плит цитат из Библии с причудливыми завитками. На памятниках размещаются дворянские геральдические знаки, эмблемы и даже целые горельефные композиции, позволяющие отследить не только историю отдельной фамилии, но и определить ее роль в истории страны.
В начале XVIII века впервые для изготовления плит используется чугун, что объясняется развитием горнодобывающей и горнообрабатывающей отечественной промышленности.
Постепенно появляются бронзовые монументы с роскошной чеканкой, но уже к середине столетия, благодаря архитектурному светилу того времени В. В. Растрелли, для создания мемориальных композиций используются дорогие цветные мраморы, золоченая бронза, выколотная золоченая медь. Подобные материалы имели солидный и респектабельный внешний вид, подчеркивая высокое положение усопшего при дворе.
Общеевропейской традиций мемориальной архитектуры конца XVIII в. становится лаконичный классицизм, делающий акцент на строгость линий и выразительность форм. Все строилось на сложных аллегориях. Большое распространение получили пирамиды, мавзолеи, обелиски, стелы. Ритуальное убранство дополнялось факелами, скульптурами животных и птиц, на надгробиях высекались мифологические сцены и религиозная символика. В качестве декора использовались природные орнаменты и простые геометрические узоры.
Памятники конца XVIII в. – это сложная цепь событий, отражающая прошлое, настоящее и вечное. Аллегоричные скульптуры, не давая однозначного ответа, словно ризывают живущие поколения задуматься о скоротечности времени и предназначении человека.