Надгробные памятники в истории

Культура захоронений существует столько же, сколько и цивилизация. Наши предки, рисовавшие на стенах пещер сцены охоты и владеющие лишь самыми простыми орудиями труда, уже отмечали места упокоения членов племени. В каменном веке появились и подобия кладбищ – могильники, которые обустраивали в отдалении от жилищ.

Древняя культура захоронений

В древности представления о загробном мире настолько тесно переплетались с земной жизнью, что культура похорон стала не просто неотъемлемой, а зачастую главной частью религиозных культов. В зависимости от родословной принадлежности и социального статуса покойного захоронения могли быть более или менее пышными. Многие из них воспринимаются нами сейчас как самостоятельные архитектурные памятники, и мы даже не обдумываем, что, по-сути, египетские пирамиды, греческие и римские мавзолеи – это тоже надгробные памятники.

Если говорить о европейской погребальной культуре, как наиболее близкой жителям России, то в средние века она отличалась сдержанностью и аскетичностью. На могиле, как правило, устанавливался только крест, демонстрировавший принадлежность усопшего к христианству. Конечно, крест мог быть разным – грубым деревянным на могиле бедняка или каменным, покрытым искусной резьбой над захоронением знатного дворянина. Однако принцип организации христианского кладбища был неизменен – ряд могил и однотипные надгробные памятники. Такой порядок сформировался в первом тысячелетиии нашей эры.

Альтернативой крестам служили памятники-стеллы. Они встречались еще в дохристианские времена – в Северном Причерноморье, Древней Греции. Также их можно было наблюдать в христианской средневековой Армении. Сама форма вертикальной плиты – универсальна, именно поэтому она одновременно появилась у совершенно не связанных между собой народов с разными религиозными убеждениями. Могилы с плитами, датируемые концом бронзового и началом железного века есть, например, в Монголии и Забайкалье.

Неизменные русские памятники

Отдельно стоит остановиться на русских надгробных памятниках, в особенности потому, что их внешний вид до недавнего времени оставался неизменным. С момента крещения Руси единственным основным могильным украшением был (и остается) крест. В более раннем варианте это простой крест с двумя перекладинами (прямой и косой), затем у конструкций появилась узкая пологая деревянная крыша. Каменные кресты для России были редкостью, и в основном составляли достопримечательность городских захоронений – такие могилы до сих пор сохранились на Донском кладбище в Москве.

Эпоха Возрождения

В этот период истории преобразилось представление европейцев о захоронении. Впервые на надгробных горизонтальных плитах стали высекать изображение покойного (разумеется, речь идет только о знатных людях) в парадном облачении. Следили за портретным сходством с усопшим. Это поистине революционное для тех времен новшество совершенно перевернуло представления европейцев о надгробных памятниках. С тех пор менялись архитектурные и художественные стили, а вместе с ними менялись и надгробные памятники.

Барокко придало надгробным памятникам пышность и роскошь, ввело моду на резные украшения. В XVII-XVIII веках были распространены могилы, украшенные неполированными каменными резными плитами. Часто эти горизонтальные памятники вырезали в виде гроба, украшенного тонкой резьбой и установленного на причудливых ножках.

Рококо придало надгробным памятникам легкость. Именно тогда появились всевозможные изящные «скорбящие ангелы», урны, амфоры и прочие изысканные варианты надгробной скульптуры и целые памятники-комплексы.

Памятники XIX-XXI веков

Вид надгробных плит к XIX веку стал еще более сдержанным, но, в тоже время, более впечатляющим. Такие известные скульпторы, как М.И. Козловский, Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос оставили потомкам настоящие шедевры художественного мемориального искусства.

Нельзя не упомянуть и тенденции, ставшие популярными в последние десятилетия. В середине XX столетия метафоричные надгробные статуи уступили место портретным скульптурам. Так, на Новодевичьем кладбище в Москве, где достаточно много захоронений ученых, политиков и артистов, часто можно встретить скульптуры в полный человеческий рост, изображающие деятельность покойного. На менее статусных и знаменитых кладбищах также все чаще можно встретить барельефы с изображением усопших, поскольку современная техника обработки камня позволяет достичь точного портретного сходства.

По мере того, как крепла и развивалась культура, человечество придумывало все новые способы украшения и обустройства могил. И сегодня благодаря исканиям предков нам доступны различные варианты оформления захоронений.

Другие статьи

Уход за надгробными памятниками

Уход за надгробными памятниками

Установка надгробных памятников

Установка надгробных памятников

Производство памятника: основные этапы

Производство памятника: основные этапы

Оформление захоронения: изделия из бронзы

Оформление захоронения: изделия из бронзы